Надымский городок

Надымский городок расположен в дельте реки Надым на острове, искусственно сформированном культурными слоями различных периодов.

В 1916 году на руинах Надымского городка побывал сотрудник Тобольского губернского музея Г.М. Дмитриев-Садовников. Он описал городок, картографировал, сфотографировал и собрал небольшую коллекцию артефактов.  Из этой информации и схемы месторасположения стало очевидно, что речь идет о том же городке, который в своё время описал Г.Ф. Миллер.

В 1976 году Надымский городок был обследован сотрудником Ленинградского отделения Института археологии АН СССР Л.П. Хлобыстиным. В результате проведенных работ была собрана большая коллекция предметов, составлен план и произведена фотофиксация памятника.

С 1998 года по настоящее время археологической экспедицией под руководством О.В. Кардаша на Надымском городке проводятся комплексные исследования памятника, включающие:

  • Археологические исследования, которые имеют свою специфику в изучении поселений с замёрзшим культурным слоем.
  • Историко-архивные исследования включили в себя работу в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Тобольска. Было выявлено более двадцати картографических и письменных источников, имеющих прямое отношение к истории Надымского городка.
  • Дендрохронологические исследования подразумевали взятие и датировку образцов древесины. Соединение археологических данных с современными позволило построить обобщённые дендрохронологические ряды протяженностью до 1100 лет.
  • Палеоантропологические исследования: в ходе раскопок были обнаружены останки 14 индивидов – жителей городка, были определены их пол, возраст, перенесённые ими заболевания.
  • Археозоологические исследования: в результате работ получено 124 000 остеологических единиц. Кости принадлежат 17 видам млекопитающих, 29 видам птиц и 14 видам рыб. Было выявлено, что Надымский городок был, в основном, зимним населённым пунктом, большую часть занятий населения составляли охота на северного оленя и пушной промысел. Летом жители покидали городок, следуя за стадами дикого северного оленя.
  • Палеоботанические исследования: карпологический анализ культурного слоя Надымского городка не выявил семян и плодов культурных растений; обнаружены семена таких съедобных растений, как морошка, княженика, рябина, черёмуха и жимолость, произрастающих в окрестностях городка. Было выявлено, что надымцы не собирали брюкву, клюкву, кедровые орехи.
  • Этнологическое исследование сочетало полевое этнографическое исследование коренного населения реки Надым, изучение специальной литературы и систематизацию опубликованных источников. Итогом работ стало воссоздание этнической истории населения Надымского района.

В итоге за 10 лет исследований был практически полностью исследован культурный слой середины XVI – первой трети XVIII вв. на площади 750 кв. м мощностью до 2,0 м. Раскопаны остатки оборонительно-жилого комплекса – сооружения в форме овала, вытянутого по оси «северо-запад – юго-восток» размерами 80×40 м, включавшего несколько функциональных зон оборонительно-жилого, хозяйственно-бытового, торгово-гостевого и ритуального назначения. В центре площадки, располагалась жилая зона – комплекс построек внутри оборонительного сооружения общими размерами 35×20 м. Его планировка на период с XVI по первую треть XVIII вв. реконструируется как четырёх-, позднее, шестиквартальное сооружение с единой кровлей, включавшее, в разные периоды, от 12 до 18 построек различной конструкции (архитектуры) и назначения (жилые, хозяйственные). Жилой комплекс опоясывала искусственно сформированная терраса, участки которой имели разное функциональное назначение. На южной части террасы выявлен ритуальный комплекс, включавший кострище, окружённое двумя концентрическими кругами из черепов и рогов оленя, а так же предметами вооружения. При раскопках собрана коллекция изделий из дерева, кости, кожи, ткани, керамики, цветных и чёрных металлов и камня – общей численностью около 6 000 предметов. Материалы комплексного исследования позволяют определить Надымский городок периода XVII – первой трети XVIII вв. как независимый военно-политический центр, зимнюю резиденцию вождя Большой Карачеи - военно-политического объединения (туземного «княжества»), включавшего несколько самостоятельных территориальных общин, располагавшихся в бассейнах рек Надым, Пур и вдоль южного побережье Обской губы.

На сегодняшний день, начаты исследования слоёв XIII-XV вв. В результате получены первые данные, свидетельствующие об основании Надымского городка славяно-финским населением. Одним из доказательств этой гипотезы являются особенности архитектуры Надымского городка, характеризующиеся как русские. Появление таких традиций логично связывать с периодом освоения Севера Сибири населением Северо-Восточной Европы и, в первую очередь, Новгорода Великого. Сейчас о новгородском продвижении по европейскому и сибирскому Северу мы можем говорить не только на основе немногочисленных документальных источников, но и археологических и ставить проблемы дальнейшего изучения. Уже сейчас мы вполне правомерно можем выделить ранние этапы освоения Северо-западной Сибири. Первый этап хронологически определить в рамках XII–XIV вв. и назвать «новгородским этапом» освоения Нижней Оби. Судя по вещевому комплексу, очевидно, что население было неоднородным, аборигены, без сомнения присутствовали и проживали в городке. Вместе с тем, часть вещевого комплекса находит прямые аналогии в вещевых комплексах Северо-Восточной Европы, причём именно эти предметы были изготовлены на территории городка непосредственно жителями и не могли являться предметом торга. Несомненно, на основе анализа вещевого комплекса  и архитектурных строений гипотеза о европейском происхождении основателей Надымского городка требует дальнейшей верификации с помощью антропологических данных.

Материалы Надымского городка – важный источник не только для изучения этногенеза аборигенных народов Севера. Новые данные позволяют рассматривать его, как особо ценный и значимый источник по истории русского государства. Ключевой для раскрытия и понимания истории раннего и позднего периодов колонизации Сибири, не имеющих достаточного числа письменных источников.

Ансамбль «Священная кедровая роща»

Объект археологического наследия Ансамбль «Священная кедровая роща» входит в комплекс памятников на берегу оз. Сырковый Сор (пос. Салым), расположенного в бассейне р. Бол. Салым. Данный комплекс состоит из разновременных объектов археологического наследия и представляет культуру древнего и современного аборигенного населения региона. Ряд объектов их этого комплекса в 1911 году был описан и сфотографирован Р.Л. Шульцем и Б.Н. Городковым.

Ансамбль «Священная кедровая роща» составляют три разновременных археологических объекта – поселение Кинтусовское 13 (II – I тыс. до н.э.), могильник «Священная кедровая роща» (V-VII вв. – зеленогорская археологическая культура) и святилища «Сотэм-тэ-ике» (XII-XIII – сер. XX вв.).

В 2013 году были проведены первые полевые исследования памятника «Священная кедровая роща», показавшие его большую археологическую и этнокультурную значимость и перспективность дальнейшего изучения. Был исследован участок ритуального комплекса, непрерывно функционировавший с XII-XIII вв. до сер. XX века.

В 2015 году на выделенные средства гранта РГНФ № 15-11-86603 на территории этого же объекта был выявлен и исследован погребальный и поминальный комплексы V-VII вв., а также продолжено исследование культурного слоя святилища, функционировавшего с XII до середины XX вв.

В 2016 году в рамках договора с БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Музей Природы и Человека» исследования Ансамбля «Священная кедровая роща» были продолжены.

В 2018 году при поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 18-49-860016 «Священная кедровая роща – комплексное изучение истории формирования религии салымских хантов» были продолжены комплексные археологические исследования ансамбля «Священная кедровая роща». В ходе полевых работ были изучены культурные слои ритуального комплекса Салымских хантов XII-XIII – сер. XX вв. и погребального и поминального комплекса Зеленогорской археологической культуры V-VII вв., а также слой поселения Кинтусовское 13 II – I тыс. до н.э.

В полевой сезон 2018 года культурный слой святилища был исследован на площади около 300 м2. На изученной территории зафиксированы наконечники стрел XII - XX вв., связанные с функционированием святилища «Сотэм-тэ-ике», а также монеты, украшения, большие скопления кольчужных колец и ламеллярных пластин (деталей доспеха). Кроме того, были обнаружены остатки костей и зубов крупных копытных животных (лошадь, лось).

Культурный слой могильника был исследован на площади 160 м2. На территории могильника «Священная кедровая роща», входящего в состав ансамбля, в 2018 году было выявлено 20 захоронений, относящихся к Зеленогорской археологической культуре V-VII вв. Половина из них интерпретируются, как захоронения людей высокого социального статуса, о чем свидетельствует погребальный инвентарь: бронзовые наборные пояса, бронзовые пекторали, бронзовые пластины с изображением медведей, нож с бронзовой рукоятью. Инвентарь женского захоронения дополнен височными кольцами. Впервые на данной территории в трех погребениях обнаружены железные топорики. Среди погребального инвентаря выделяется также железная сабля длиной около 90 см.

Кроме этого, в пространстве между могилами обнаружены украшения и наконечники стрел отдельно лежащие или воткнутые в грунт. Данные находки интерпретируются как инвентарь поминального комплекса синхронного с захоронениями.

Культурный слой поселения Кинтусовское 13 был исследован на площади около 300 м2. Поселение фиксируется в виде культурного слоя мощностью до 20 см. Видимых остатков сооружений, относящихся к поселению, выявлено не было. Территория поселения определяется в основном по распространению артефактов. Вещевой комплекс поселения представлен изделиями из камня и обломками керамических сосудов.

В результате исследований ансамбля «Священная кедровая роща» 2018 года зафиксировано, что данная территория была заселена уже в период II – I тыс. до н.э. В начале I тыс. н.э. (V-VII вв.) здесь формируется погребальный комплекс с захоронениями людей высокого социального статуса, а в период XII-XIII – сер. XX вв. территория используется, как священное место, место проведения ритуалов аборигенным населением бассейна реки Б. Салым. Наличие погребального и поминального комплекса Зеленогорской археологической культуры V-VII вв. и ритуального комплекса Салымских хантов XII-XIII – сер. XX вв. со схожими остатками ритуалов, свидетельствует о преемственности религиозной культуры Салымских хантов.

О генезисе формирования культуры на сегодняшний день имеются только археологические данные. Исследования памятника «Священная кедровая роща» продолжаются. Их особенность - этнокультурная и археологическая составляющие. Т.е. была открыта эпоха возникновения хантыйских легенд и найдены захоронения. Были обнаружены и исследованы захоронения общинных вождей и их жён с дорогими статусными вещами иранского и уральского происхождения (металл, оружие) - шикарный вещевой комплекс, подобного которому на территории Югры ещё не находили. Наличие изделий уральского происхождения в захоронениях свидетельствует об обретении южно-уральскими уграми новой Родины. Полученные в ходе раскопок материалы позволяют сделать вывод о происхождении компонента финно-угров и югров, происхождении названий Угра и Югра.