День археолога
15 августа в России отмечают День археолога. Это неофициальный профессиональный праздник археологов России.
Есть много версий истории возниконовения праздника. Но достоверно известно лишь то, что традиция празднования Дня археолога зародилась в недрах Института археологии Академии наук во время одной из экспедиций и оттуда распространилась по широкой территории нашей страны.
Фотографии празднования Дня археолога из личного архива Олега Кардаша
-
«Разведка — в подарок!»: интервью с кандидатом исторических наук, археологом, директором АНО «Институт археологии Севера» — Олегом Кардашом
- «Пощупать историю – не картошку выкопать»: интервью с со студентами-археологами СУРГу
Мало того, что День археолога, который мы отмечали 15 августа, — праздник неофициальный, так никто еще толком не знает, как отличить настоящего археолога от ненастоящего. В нормативных документах нет определения этой профессии. О праздничных традициях настоящих югорских археологов рассказал кандидат исторических наук, археолог, директор АНО «Институт археологии Севера» — Олег Кардаш.
- Когда начала искать материалы о Дне археолога, выяснилось, что история праздника в Сети представлена очень скудно. Например, есть легенда о том, что 15 августа - день рождения одного известного археолога, который решили отметить, и с тех пор праздник прижился. Есть ли официальная версия?
Тайна эта хранится в недрах Института археологии РАН. Я слышал от коллег и друзей пару версий, в том числе и о дне рождения одного из мэтров археологии, и о дне рождения коня Буцефала, которое археологи якобы избрали поводом, когда появилось желание что-то отметить в разгаре сезона и понадобились средства на напитки. Но точной версии не знает никто. Достоверно известно только, что зародилась традиция празднования Дня археолога в недрах Института археологии Академии наук во время одной из экспедиций и оттуда распространилась по широкой территории нашей страны.
Горноправдинск
- Какие ритуалы в этот день положено совершать археологам?
Поскольку археологи занимаются в основном изучением древних обществ, что такое обряд инициации всем известно. Это прохождение неких граней развития. Археология имеет свою особенность. Понятие «археолог» не оформлено до сих пор ни в одном нормативном документе! Еще Александр Александрович Масленников говорил, что археологическое сообщество сродни сообществу «по понятиям». Например, историк может написать кандидатскую диссертацию по теме 007 - «Археология». Но если он ее написал по историографии или не разу не выезжал в поле, то навряд ли его кто-то в сообществе признает полноценным археологом. С другой стороны, у нас есть много специалистов, которые долго работают в полевых условиях, имеют право получения открытого листа, но не написали ни одной научной публикации. Они выявляли памятники, шурфовали, копали, писали отчеты. Тоже далеко не все коллеги их считают полноценными археологами. Кого считать археологом: владельца открытого листа, того, кто написал диссертацию, того, кто пишет статьи об археологии или того, кто это все делает вместе? Видимо, в этой связи и возникла необходимость посвящения в археологи, когда ты должен пройти ряд испытаний. В День археолога человек проходит обряд инициации, посвящается в археологи и становится археологом.
- А конкретнее? Если при пересечении экватора новичков окунают в воду, страшно представить, что делают с будущими археологами...
Обряд инициации в древних обществах, конечно, был жесток. Ведь что такое обряд инициации: человек в своем прежнем статусе умирает и рождается в новом. Сценарий Дня археолога, который был обычно принят в наших экспедициях — это эпизоды застолья древнего общества, где представлен вождь общины, где мы обязательно имитировали святилище с изображениями божеств, такое языческое капище. И по заданию вождя вновь обращаемые, инициируемые молодые люди - студенты и школьники - выполняли различные задания. И тут уж - у кого на что хватало фантазии: мероприятия с завязанными глазами, выкатывание лбом на скорость банок сгущенки по пресеченной местности раскопа.
1 из 3
В каких-то экспедициях мы даже воспроизводили обряд захоронения вождя: выкапывали могилу, делали татуировки — раскрашивали вновь обращаемого разными красками, типа охры и угля, делали ожерелья из оводов. Мы имитировали погребальный обряд вновь обращаемого, возрождавшегося потом в новом статусе привилегированного члена общины.
Были и эпизоды, связанные с погружением в реку, причем с практическими целями. Например, на раскопках Надымского городка до какого-то момента посвящение в археологи студентов Тобольского пединститута шло вяло. Тогда пришла в голову мысль: не поручить ли вновь обращаемым решить простую задачу — достать из воды ствол дерева с корнями и ветками? Поскольку дельта реки Надым практически безлесая, на дрова мы привозили бревна с реки, цепляя за моторку, и заводили в протоку. Стволы метров по 15-20 плавали у берега, и их надо было достать. Для ребят задача оказалась сложной: в конце концов все оказались в реке, все в нее погрузились, практически новообратились, и с очень большим трудом они достали этот ствол. Причем, после этого половина студентов снова захотела поехать в Надым, ведь они ощутили себя последними героями и настоящими людьми, способными решать такие сложные задачи. Праздник удался, День археолога получился, все были довольны и радостно отметили это торжественным ужином.
- Детям, которые любят приключения, археология должна быть особенно интересна.
Раньше везде в большом количестве существовали школьные археологические кружки, и школьники без проблем ездили в археологические экспедиции и так же посвящались в археологи. 20 лет назад мы организовали Детскую археологическую экспедицию и успешно ее реализовывали в течение пяти лет. Причем мы брали и, так называемых, «трудных подростков» из малых населенных пунктов, которые «выпадали» из системы организованного летнего отдыха. Когда мы собирали Детскую археологическую экспедицию на Соровские озера, нам сказали: «Есть неохваченная группа молодежи, возьмете?» «Конечно!», - сказали мы - если выделите педагогов. Мы будем заниматься обучающим процессом и организацией работ, а досугом пусть занимаются педагоги». У нас были ребята из Салыма, из Лемпино, из поселка Юганская Обь. В итоге с трудными подростками Нефтеюганского района у нас было гораздо меньше проблем, чем с их педагогами, которые закатывали нам истерики по поводу того, что нет ларька, негде купить сигарет в лесу, и всех кусают комары. А вот дети, попав в экспедицию, самомобилизовались. Привыкшие к физическому труду, знающие с какой стороны подойти к бензопиле, к топору, к лопате, это были одни из лучших ребят, с которыми можно было работать в поле несмотря на их малый возраст.
Детская археологическая экспедиция «Соровские озера»
Реформация системы управления не позволила в 2007 году Департаменту культуры продолжить финансирование этой экспедиции, и она благополучно умерла. Потом возникли различные ограничения, усложнились требования к обеспечению безопасности. И пока не нашлось государственного органа, который бы взял на себя миссию возрождения молодежных археологических экспедиций. Мы будем пытаться их возобновить.
В настоящий момент мы создаем Югорскую молодежную археологическую экспедицию на базе Сургутского государственного университета, которая впоследствии будет решать задачи как вовлечения школьников в изучение древней истории Югры, так и подготовки студентов, магистрантов, аспирантов. Надеемся, что это будет способствовать формированию собственного профессорско-преподавательского состава по направлению «Археология» и «Охрана культурного и природного наследия» Югры.
Клад
- Вы с детства берете своих сыновей в экспедиции. Какую роль может сыграть археология в воспитании и образовании ребенка?
Я постоянно ездил со своими детьми в экспедиции, начал брать их с 3-4 лет. И не только брал с собой, но и отправлял их на проживание к своим друзьям - хантам, где они получали навыки общения и адаптации. В условиях экспедиции дети быстрее взрослеют: они общаются в разновозрастной среде - от 14 до 25 лет, где все стараются быть на одном уровне, возрастные понятия исчезают, все заняты трудом, соблюдают режим, у всех примерно одинаковые интересы, и конфликты здесь случаются редко.
В археологической экспедиции дети получают много нужных навыков, позволяющих им чувствовать себя увереннее в коллективе. В прошлом году на Соровских озерах мы проводили архитектурный эксперимент и делали сравнительный анализ трудо- и времязатрат при рубке дерева каменным и железным топором.
Видео о строительстве древнего жилища при помощи каменных топоров и палок-копалок можно увидеть здесь https://www.youtube.com/watch?v=tBqTVdzWMtA
Что же выяснилось? Время рубки дерева, что каменным, что железным топором не отличается. Но все сильно зависит от навыка. Городской парень-студент железным топором, которого он в руках никогда не держал, рубил медленнее, чем мой младший сын, который с раннего детства ездит в экспедиции. Тоже самое с бензопилой. И с электростанцией в экспедиции можно освоиться. Мы используем в поле бензиновые генераторы, которые нужно уметь заправлять, заливать масло, включать-выключать. В археологической экспедиции формируются не только полезные навыки, но и знания. Например, о том, откуда берется электричество, необходимое для того, чтобы зарядить мобильник, планшет и посмотреть телевизор.
Археологическая практика студентов историков и музеологов СурГУ. Пунси. 2021 год
Пунси. Разгрузка. 2021 год
- А поездки на мотосанях, вертолетах - это же мечта всех мальчиков! И для многих это возможно осуществить только в экспедициях.
Причем, именно с северных экспедициях. Ведь экспедиции югорских археологов очень сильно отличаются от экспедиций ученых Москвы и Петербурга, где на раскопки едут на трамвае. Понятие «экспедиция» больше применимо к северным или удаленным районам Восточной Сибири: это степи, горы, вертолеты, вездеходы, отсутствие связи и жизнь почти такая, какой она была в древности.
- И археологическое наследие на севере особенное. Почему именно археология так важна для знания истории Югры?
Количество археологических памятников в Югре феноменально. На сегодня день на госучете в Югре состоит 6500 объектов археологического наследия, и это далеко не все, что нам известно. Каждый год выявляется порядка сотни новых археологических объектов. Для сравнения: территории Пермского края и республики Коми равнозначны по площади территории ХМАО, там в обоих субъектах на учете стоит 2700 объектов археологического наследия. И это при том, что археологические исследования там ведутся уже не одну сотню лет, а в Югре - только с момента ее нефтегазового освоения - с 60-х годов XX века.
Не так давно вышло восьмитомное издание «История Южного Урала», где шесть томов посвящено археологическому наследию Челябинской области, в отличие от «Академической истории Югры», где для археологии выделили всего два тома из восьми. На территории Челябинской области - а она поменьше Югры - примерно на каждые 10 тысяч квадратных км - 100 археологических памятников. А плотность археологических объектов в ХМАО - около 400 на каждые 10 тысяч квадратных километров. Такая научная загадка: почему на удаленных северных территориях в древности плотность населения была во много раз выше, чем на северных территориях европейской части России и даже, чем в степных и лесостепных зонах? Археология Югры является ее уникальной особенностью.
Список недвижимых памятников истории и культуры Ханты-Мансийского автономного округа https://nasledie.admhmao.ru/dokumenty/hmao/1447423/
Архитектурный эксперимент по воссозданию неолитического жилища с фрагментом укрепленной стены. Соровские озера. 2020 год
Еще одна загадка: феноменальное количество укрепленных поселений, городищ. Их на сегодняшний день в Югре их обнаружено около 800. Для простых обществ охотников и рыболовов это запредельные трудозатраты. Зачем? Неужели здесь была такая опасность, неужели они так боялись диких зверей? Укрепленные поселения на территории Югры строятся практически с появления здесь стабильного населения. Эта традиция исчезла только к XVIII веку, когда контроль за военной ситуацией на себя возложила Российская империя. Если мы возьмем соседний Ямало-Ненецкий округ, то на некоторых реках, таких крупных, как Таз или Надым, укрепленных поселений вообще не было с древних времен. Эта традиция характерна именно для среднего течения Оби, именно для территории Югры, для таежной зоны Обского бассейна. Здесь как минимум две глобальные загадки, которые югорским ученым еще предстоит разрешить в будущем.
День открытия югорского археологического сезона. Салым. 2019 год
- Проведение в Салыме Открытия югорского археологического сезона показало, что люди интересуются дописьменной историей своего края, но не всегда могут найти нужную информацию, ее приходится буквально собирать по крупицам. Где ее искать?
Объем информации об археологическом наследии Югры в общественно-культурном обороте оставляет желать лучшего. Связано это прежде всего с тем, что на сегодняшний день археология как наука в Югре развивается только СурГУ в сотрудничестве с научно-производственными организациями. Государственное финансирование археологической науки происходит только через СурГУ, и объем его не очень велик. Есть грантовая поддержка, но для полноценного представления археологических данных, даже уже имеющихся по Югре, необходимо намного больше. Потому что археологического наследия у нас - как в хорошей европейской стране, а археологов-ученых, аналитиков, тех, кто выпускает информационные продукт - раз-два и обчелся. Поэтому мы пытаемся инициировать развитие проекта «Археология Югры», как отдельного проекта, для того, чтобы ввести данные по археологии в широкий общественный и культурный оборот. Кроме того, у нас есть проект «Югорская археология и этнография: сохранение и изучение культурного наследия в условиях нефтегазового освоения Севера». Но для их реализации нужны средства, нужны люди, нужно готовить кадры. На сегодняшний день в регионе их очень мало. Это проблема, которую мы обсуждаем на разных уровнях и надеемся на ее положительное решение. В противном случае археология как наука может закончиться.
Лекция Г. П. Визгалова. Пунси. 2021 год
- Не так давно АНО «Институт археологии Севера» инициировал создание серии информационных продуктов «Новости археологии Севера», «Видеоархив исследований», «Открытый археологический лекторий». Вызывают ли они интерес?
Да, эти информационные продукты вызывают интерес. Но они вызывают наибольший интерес, когда люди участвуют в живом общении. Как только прошел Открытый археологический лекторий в Березове, как только Георгий Петрович Визгалов, Сергей Григорьевич Пархимович рассказали про свою любимую Мангазею и про Березов, интерес к цифровым ресурсам на порядок повысился.
Открытый археологический лекторий https://www.youtube.com/playlist?list=PLeo_FYfNQ_NhHKgjM8OJmu8HXzHeAYhN8
Любой открытый лекторий в СурГУ вызывает намного больший общественный резонанс и намного больше обсуждений в различных сообществах — студенческих, профессиональных — нежели видеоролик в сети Интернет. Мы открыли свой канал на Youtube, группы в социальных сетях, выкладываем материалы на нашем сайте, но это только часть процесса. Тех, кто может выступать, имеет знания, собственный опыт и свои интересные открытия, не так уж и много. Поэтому будущее за созданием собственной археологической научной школы Югры, за подготовкой региональных специалистов из местных жителей, и их продвижение, в частности, информационное.
Группа Вконтакте https://vk.com/nordarcheo
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCiu5Guaf3spMsj-AHgEwIAQ
Сайт http://www.nordarcheo.ru/cgi-bin/main
Нам не хватает Открытых лекториев, очень мало ведется работы в школах. В университете мы столкнулись с тем, что приходят абитуриенты, сдавшие историю на 100 баллов, а на вопрос «Что такое археология?» они не могут дать внятного ответа: кости, мамонты, кто-то что-то копает. И вообще ничего не знают про археологию Югры.
Учебная коллекция каменных орудий. СурГУ. 2021 год
- Совсем недавно губернатор поддержала проект «Археологи — школьникам Югры», подготовленный югорскими археологами, возможно это улучшит ситуацию.
В этом году, зная об слабой информированности и практически отсутствии регионального компонента в преподавании истории Югры, мы сделали проект, суть которого в создании школьных учебных коллекций, фильмов и наглядных пособий для проведения уроков по истории России и факультативных занятий. В течение двух лет мы попытаемся реализовать этот проект с привлечением наших друзей хантов, которые будут изготавливать копии древних деревянных орудий для школьного музея, художников, которые будут вместе с нами делать сюжеты исторической живописи из истории Югры, делать картографию - контурные карты - по теме расселения людей на территории Югры. Учебный музей планируется открыть в Салымской СОШ №2. Но это тоже только начальная стадия длительного и трудоемкого процесса.
Выступление главы Нефтеюганского района — Галины Лапковской на Открытии югорского археологического сезона. Салым. 2021 год
- Губернатор не только поддержала проект «Археологи — школьникам Югры», но стала идейным вдохновителем нового археологического праздника, который отмечают только в Югре, Открытия югорского полевого сезона.
В последние годы в День археолога Наталья Комарова регулярно проводит совещание со всеми археологами Югры, даже, точнее, со всеми археологами, которые работают на территории Югры. Получается достаточно интересное неформальное общение. И на одном из таких совещаний Наталья Владимировна предложила провести массовый праздник - анонс югорского полевого сезона. С тех пор День открытия югорского археологического полевого сезона стал у нас входить в традицию. Теперь в Югре есть два праздника, связанные с археологией: Открытие югорского полевого сезона в июне и День археолога — 15 августа.
Раскопки городища Березова. 2021 год
- На каких раскопках застал праздник югорских археологов в этом году?
В этом году праздник застал археологов Югры в поле. Несмотря на сокращение объемов полевых работ, у нас все сотрудники находятся в поле и занимаются полевыми исследованиями. Продолжаются раскопки в Березове, ведутся раскопки на Городском острове на Сургутском месторождении, идут раскопки в Сайгатино, на реке Большой Юган, планируются раскопки на реке Таз, проводится масса разведочных работ по выявлению памятников археологии.
Эскизный проект музея «Священная Кедровая Роща»
У нас была идея организовать в этом году праздничное мероприятие в поселке Салым. И мы его проведем, правда, в несколько необычном формате. В Салыме сейчас идут работы по проведению государственной историко-культурной экспертизы достопримечательного места «Священная Кедровая Роща» на участке восточного берега озера Сырковый Сор. 16 августа, почти в День археолога, мы проведем там совещание по вопросам, связанным с организацией в Салыме Историко-культурного музея-заповедника, музея археологического эксперимента «Священная Кедровая Роща». В совещании примут участие: Андрей Николаевич Кондрашев - руководитель Государственной службы охраны культурного наследия ХМАО - Югры, представители Администрации с. п. Салым, сотрудники АНО «Институт археологии Севера», НПО «Северная археология-1». Разнообразим программу празднования Дня археолога мероприятием, значимым для археологии Югры.
Эскизный проект Историко-культурного музея-заповедника «Священная Кедровая Роща» можно посмотреть здесь http://www.nordarcheo.ru/cgi-bin/main?action=show_r&id=198
- А какие подарки принято дарить археологам на профессиональный праздник?
Самый лучшие подарки - это новые открытия! И мы даже такие подарки сами себе дарим. Обычно в День археолога устраивается выходной, но сидеть у костра и нечего не делать или спать как-то скучновато. И мы иногда для разнообразия в такие дни ездили в гости к ненцам, или проводили разведку по побережью полуострова Ямал. Это достаточно экстремально. А был случай, когда мы поехали выявлять памятники и нашли на Соровских озерах, на острове, святилище раннего железного века. Были чудесные находки художественного бронзового литья, шикарный художественный металл: изображения людей, животных, божеств… Знаю есть место, которое надо бы проверить, что-то там есть, какие-то признаки невидимые, чутье зовет. Но в рабочий день туда не поедешь. Именно в День археолога мы устраиваем себе такие разведки.
Беседовала Анна Позднякова
Фото из личного архива О. В. Кардаша и архива АНО «Институт археологии Севера».
Пощупать историю – не картошку выкопать
15 августа в России отмечается День археолога. Археология (от греческого archaios — древний и logos — учение) – одна из исторических дисциплин, которая восстанавливает прошлое на основе вещественных источников, данных раскопок. Югорские археологи медленно, постепенно, по крупицам возвращают современникам утраченные в веках культуру, обычаи, верования далеких предков. Они выявляют памятники, исследуют, находят артефакты, описывают их и вводят актуальную историческую информацию в научный оборот. В Югре археология как наука с 2022 года развивается в Сургутском госуниверситете в сотрудничестве с научно-производственными организациями. Студенты-историки СурГУ слушают захватывающие лекции археологов-практиков об истории региона и ежегодно выезжают на археологическую практику на раскопки.
Для некоторых ребят первая экспедиция становится решающей для настоящего знакомства с профессией, с которой они, возможно, свяжут всю свою жизнь. В каждой археологической экспедиции новички проходят обряд инициации: после ряда испытаний их посвящают в археологи. Этот сезон не стал исключением. Посвящение в археологи прошли студенты-историки СурГУ, окончившие первый курс. Под руководством опытных археологов копали памятник «Священная кедровая роща» в Салыме, слушали тематические лекции и обжигали горшки в завершение научного эксперимента по воссозданию технологии гончарства эпохи неолита. В преддверии праздника мы попросили ребят рассказать в серии постов о том, как они этим летом стали археологами.
Данил Шевченко своими руками ставил керамические заготовки в огонь. Он с нетерпением ждал практики, и участие в экспедиции только укрепило его в желании стать археологом. Осталось только определиться с археологической культурой и территорией раскопок. «Я быстро влился в колею жизни в палатке, – рассказывает Данил. – Работа была достаточно легкой, наставники нам во всем помогали и всему обучали, к особенностям каждого человека подходили с пониманием. В жару работу переносили ближе к вечеру». Во время практики Данил приобрел много новых навыков, узнал некоторые хитрости мира археологов, за что особо благодарит лаборанта СурГУ Ксению Ермакову и начальника раскопа Алексея Мельзера. «Так, например, я научился правильно снимать дерн, узнал, как ровнять стеночки у раскопа, как правильно чистить корни от земли, как зачищать раскоп, чтобы было хорошо видно кости и находки. Это нужно для дальнейшего фотографирования для отчета. Приходилось натягивать тент, чтобы закрыть солнце, ведь свет на снимке должен быть единым. Научился отлеплять керамику от корней по звуку стука, понял, как отбивать точки координат и как правильно пользоваться нивелиром. И даже научился работать топором, который до тех пор никогда не держал в руках». Среди находок запомнилась самая первая: средневековый наконечник стрелы. «Нужно понимать, что мы ищем не артефакты, а историю, – подчеркивает Данил, – ведь по находкам мы можем сказать о древней культуре достаточно много».
Посвящение в археологи стало для Данила Шевченко еще одной реперной точкой. 14 июля старшие наставники и преподаватели придумали для студентов квест, общая концепция которого заключалось в том, что участники из дикого племени перерождались в археологи. «Нас поджидала небольшая сценка из жизни дикого племени, – вспоминает Данил, – его члены должны были приготовить ужин на костре, но не смогли и погибли. Словно Феникс, мы «восстали из пепла» и продемонстрировали, чему научились за время практики».
Домой студент приехал, по его собственному признанию, «совершенно другим человеком». Став более серьезным и внимательным, он вместе с тем начал относиться проще к некоторым вещам. В дальнейшем Данил планирует продолжать ездить на раскопки. Возможно, это снова будет «Священная Кедровая роща», возможно, Мангазея или другой археологический памятник севера Западной Сибири.
Елизавете Полупановой археология была интересна и до практики, но после нее девушка узнала науку с абсолютно другой стороны и влюбилась в нее еще сильнее. «Я никогда бы не подумала, – рассказала студентка, – что именно в полевых условиях буду чувствовать себя максимально комфортно. Считаю, что каждый историк должен хотя бы раз поучаствовать в подобном мероприятии, потому что оно выводит тебя из зоны привычного комфорта во что-то новое, закаляет тело и дух и дарит незабываемые эмоции». Изначально ее не вдохновляла идея жизни в палатке, нелегкого физического труда и прочих неудобств, но потом девушка почувствовала себя «в своей тарелке». «Атмосфера экспедиций – вспоминает Елизавета, – это что-то особенное. У нее есть какой-то непередаваемый шарм, который не поймешь, пока сам лично не ощутишь. Жизнь на природе и чувство, что ты касаешься того, чего не трогала ничья рука многие века – это прекрасно, как по мне. Мы ведь привыкли думать, что история в основном в книгах, но здесь ты в прямом смысле щупаешь ее». Особенно впечатлили студентку моменты, когда нужно было создавать тень для фотофиксации находок. Тень приходилось наводить, используя подручные материалы, и это было настоящее приключение. «Мои одногруппники занимались непосредственно самим копанием, а меня назначили помощником начальника раскопа, – продолжает Елизавета Полупанова. – Я орудовала не лопатой, а металлоискателем, вела журналы, выполняла поручения и расчищала погребения. Также меня научили пользоваться специальными приборами. На практике я поняла, что та археология, которую мы изучали в университете, и практическая – это абсолютно разные вещи. Мы изучали ее буквально с нуля, и даже невозможно перечислить все те навыки и знания, которые я там обрела. Внезапным открытием для меня стало осознание, что раскопки – это отдельный вид релакса. В Салыме я занималась мелкой расчисткой, где приходилось ювелирно манипулировать инструментами, чтобы ничего не испортить, а на следующих раскопках я уже работала лопатой. И то, и другое приносило мне какое-то неописуемое удовольствие, и оказалось очень расслабляющим процессом». А в конце практики, в рамках посвящения в археологи, ребята готовили еду в обожженной керамической посуде, сделанной по древним технологиям. «Это интересный опыт, это то, что мы запомним на всю жизнь», – заключает Елизавета.
Аревик Айвазян сильнее всего впечатлили преподаватели – добрые, отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь. Очаровали также сам поселок Салым, уютный живописный, и, конечно, раскопки. «Я думала, – вспоминает Аревик, – что это как картошку у бабушки на огороде копать, а оказалось – долгая и кропотливая работа. Нас учили, как понижать уровень, выравнивать, использовать различные инструменты и т.д. Георгий Петрович Визгалов (к. и. н., археолог, ведущий научный сотрудник Центра югорской археологии и этнографии СурГУ) рассказывал об истории Салымского края, об окружающей среде и находках, которые мы отыскивали. Пока ты копаешь, включается желание что-то еще найти, узнать что-то новое».
Студенческая археологическая практика проходит в рамках проекта «Югорская археология и этнография: сохранение и изучение культурного наследия в условиях нефтегазового освоения Севера» (Департамент образования и науки ХМАО-Югры).
Беседовала Галина Сергеева