Обдорский острог

Обдорский острог – одна из первых русских крепостей на Севере Западной Сибири. Находился на территории нынешнего г. Салехард (ЯНАО). Он был построен в 1731 году по указу императрицы Анны Иоанновны на вершине Обдорского холма, на обширном мысу правого берега реки Полуй. На месте старой остяцкой крепости, называемой Полуйским/Обдорским городком, казаками было возведено новое деревянное укрепление размерами примерно 30 на 40 метров, с одной башней, жилыми помещениями и амбарами.


Более точных сведений о местоположении и размерах острога не было. Осенью 2024 г. во время раскопок стоянки Салехард 1 югорские археологи обнаружили стену Обдорского острога. Конструктивные особенности найденной тыновой стены – бревна из лиственницы были поставлены вертикально и срублены в продольный паз – указывают на то, что стена была возведена в русской традиции домостроения. Рядом со стеной, в раскопе, наблюдается линия бывшего рва. Стена укрепления найдена не там, где ранее предполагали ученые, а на месте утраченного храма святого Василия Великого (позже здесь находилось здание Речного порта). Множество раз здесь строили другие объекты, разрушая культурный слой. С 2005 г. на этом месте располагается историко-культурный комплекс «Обдорский острог».

Еще одна ценная находка югорских археологов в Салехарде в 2024 году – дом двухсотлетней давности, в котором некогда жили известный просветитель, миссионер Иван Шемановский и его предшественник – священник Василий Герасимов. Дом стоял рядом с Васильевской церковью, построенной для крещения представителей коренных малочисленных народов.

 

 

 

 

Ученые подготовили проект по изучению Васильевской церкви.

Смотреть в вк

 

Общение с представителями Епархии, чиновниками, сотрудниками музеев выявило большую заинтересованность в дальнейших археологических исследованиях на территории Обдорского холма.

Интервью с о. Николаем, архиепископом Салехардским и Ново-Уренгойским (Сергеем Николаевичем Чашиным) (г. Салехард, сентябрь 2024 г.)

- о. Николай, как археологические раскопки в Салехарде, проходившие в этом году, могли заинтересовать Епархию, это, ведь, чисто научный проект?

В Салехарде во время археологических раскопок были обнаружены остатки Обдорского острога – исторического объекта с которого началась христианская и культурная жизнь в этих краях, потому что со строительством острога, конечно, строились, храмы. При храмах открывались школы, причем не только для детей тех русских, которые приходили на эти земли, но и прежде всего – инородческие. Составлялись словари, систематизировалась грамота, и люди, жившие здесь, обретали свою культуру, входили в состав единого большого народа, который мы сегодня называем российским народом. Эта находка для нас очень важна, значима, она требует дальнейшего раскрытия. Проект раскопок Обдорского острога и прилегающих территорий полезен не только с точки зрения научной, исторической, но и с точки зрения сегодняшнего дня. Основываясь на этих находках, мы делаем очень важные заключения. Ведь важно не забывать о том, что любое присутствие русского человека на земле должно и в настоящее время нести культуру, порядок, закон и целесообразность. 

- Действительно, археологи в 2024 году нашли на Обдорском холме не только фундамент острога, но и дом двухсотлетней давности, в котором жили известный просветитель, миссионер Иван Шемановский и его предшественник – священник Василий Герасимов. В чем Вы видите ценность дальнейших исследований?

Проект, который запланировали осуществить югорские археологи, включает  дальнейшие раскопки на Обдорском холме и визуализацию их результатов. Это поможет детально изучить историческую эпоху присоединения Сибири к России: как осваивался север, какой здесь была жизнь местного и пришлого населения. И кроме научной ценности этих данных о прошлом, такая информация актуальна и для современности, она нам поможет и сегодня, при осуществлении дальнейших наших планов, не потерять самое главное. Должно быть понимание, что Север – не только место, где находят и добывают полезные ископаемые, природные богатства нашей страны. Это место, где живут люди, которые должны помнить о своем человеческом достоинстве, иметь свою неповторимую культуру, которая сохранялась в храмах и передавалась следующим поколениям в школах, организованных при храмах. Дай Бог, чтобы эта мысль и сегодня получала особое понимание в деле устройства наших северных городов.

 

Интервью с руководителем службы Государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа Еленой Владимировной Дубковой (г. Салехард, сентябрь 2024 г.)

 - Какое значение для региона и Службы госкультохраны имеет обнаружение югорскими археологами в 2024 году в Салехарде фундамента Обдорского острога?

Ямал – это, прежде всего, нефтегазовая кладовая, большинство городов округа образованы не более четырех десятилетий назад. Но есть исключение – это Салехард, город, имеющий древнюю историю. Салехард в сентябре будущего года отметит 430 лет со дня основания. Датой основания Салехарда принято считать 5 июля 1595 года, но материальные свидетельства у нас имеются только на конец XIX века: сохранившихся деревянных конструкций более раннего периода до сих пор не было зафиксировано. Поэтому возможность прикоснуться к материальным свидетельствам, сохранившимся с начала существования города – это большая удача и для жителей, и для развития туристического потенциала региона. Для нас, как органа государственной охраны памятников, находка стены Обдорского острога имеет еще большую значимость.  В ЯНАО на охране стоят памятники археологии разных исторических периодов, но материальных свидетельств, дошедших со времен основания русских городов, в регионе минимальное. 

Справка:
В ЯНАО перечень объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 21.12.2023, составляет 58 памятников и достопримечательных мест.

- Какова ценность находки Обдорского острога для жителей Салехарда?

В Салехарде очень много приезжих. Такие люди, не имеющие здесь корней и плохо знающие историю, воспринимают эту территорию как место временного проживания. А когда они узнают, что Салехард – город с древней историей, где проходило много исторических событий, особенно, когда они могут увидеть находки своими глазами и прочувствовать дыхание истории – рождается любовь к городу. У жителей, которые приехали сюда не так давно, появляется уважение к месту – их новой малой родине. Для салехардцев, которые живут здесь уже не в первом поколении, и кстати, благодаря усилиям которых часто и удалось сохранить некоторые объекты истории и культуры, для них такие находки имеют еще большее значение. Ведь теперь не только они знают об истории своего города. Эта информация подтверждена научно и становится общественным достоянием. 

- Еще одно направление научной деятельности югорских археологов – возвращение жителям региона православных святынь, в частности – исследование Васильевской церкви в Салехарде и поиск церкви единственного регионального святого Василия Мангазейского. Проект поддержан Епархией, заинтересованной в изучении истоков православия на Ямале и создании в Салехарде Музея истории православия. Как относится Служба госкультохраны к таким исследованиям?

Изучение и сохранение истории, каком бы ее пласту это не относилось – это безусловно важно, поскольку такая информация дает людям целостную картину исторических процессов, происходивших на этой территории. Нельзя забывать, а тем более перевирать ни одной страницы истории.  Чем больше у нас будет реперных точек и мест силы – тем лучше. Это, в том числе, касается изучения и сохранения православного наследия. На каждой территории есть свой святой, который ее оберегает. В ЯНАО это Василий Мангазейский, и чем больше мы будет чтить его память, тем вернее мы заручимся Провидением Господним, определяющим великие события и помогающим людям при неожиданных поворотах судьбы.

- Обретение святынь, связанных с житием Василия Мангазейского, вызвало большой интерес не только у представителей РПЦ, но и у ученых салехардского Научного центра освоения Арктики. Появилась идея создания в Мангазее на базе постоянно действующей научной археологической экспедиции различных лагерей: волонтерских, казачьих, студенческих; а также православного паломническо-туристического центра. 

Любые подходы к сохранению исторической памяти и проекты по музеефикации исторической территории, безусловно, важны. Это подлинное воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории своей малой Родины. Мангазея – туристический бренд Красноселькупского района ЯНАО. И развивать его действительно стоит. Это будет интересно разным слоям населения. Здесь можно получить двойной эффект: жители узнают свою историю, а туристы смогут посетить место с первозданной природой и исторической составляющей, что находится сейчас в трендах российского туризма.  Слова экскурсовода о том, что «Мангазея – первый русский город Севера Западной Сибири», могут не находить ни у детей, ни у туристов отклика. Без визуализации мы не можем «показать» им историю, дать почувствовать, что здесь на самом деле что-то происходило в последние несколько веков. Будущее за интерактивными образовательными и туристическими проектами, книги сейчас вызывают меньший интерес. Интересно становится, когда на историческое место можно прийти и там есть опытные проводники смыслов, которые могут эту историческую информацию донести. А если на в Мангазее будут идти раскопки и приезжающие смогут принять в них участие и прикоснуться к артефактам – это и будет настоящим патриотическим воспитанием не только подрастающего поколения, но и всех жителей Красноселькупского района, ЯНАО и России. 

Справка: Мангазея – первый русский город сибирского Заполярья, основанный в 1601 г. и простоявший 71 год. Все это время Мангазея была административным центром уезда, включавшего территорию большей части Восточной Сибири, и служила основным поставщиком в казну ценной пушнины. Город составляли кремль, посад, пристань. В нем находилось три церкви и часовня. В 2001–2009 гг. здесь работала археологическая экспедиция ООО «НПО “Северная археология – 1”» (г. Нефтеюганск) под руководством Георгия Визгалова и Сергея Пархимовича. 

 

Интервью с научным сотрудником сектора археологии и этнографии Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского Никитой Перцевым (г. Салехард, сентябрь 2024 г.)

- Музей Шемановского, один из старейших в регионе, был основан еще в начале 20 века. И большую часть его собрания составляет археологическая коллекция, с чем это связано?

Наш музей, не только первый на Ямале, а один из старейших музеев на территории Сибири. Точкой отсчета его истории принято считать 1906 год. Музей назвали «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», и уже через три года было собрано около 250 экспонатов. На сегодняшний день в фондах более 240 тысяч палеонтологических, археологических, исторических и этнографических экспонатов, произведений современной живописи и прикладного искусства, образцов минералов и фауны севера Западной Сибири. Библиотечное собрание включает более 23 тысяч книг и редких рукописных изданий. Но самые многочисленные артефакты – археологические. Датировка их – от 6 тысячелетия до н. э. до Нового времени (XVI–XIX вв). Есть уникальные изделия, выполненные из глины, кости, металла, камня. И огромное собрание вещей и их фрагментов из органических материалов: ткани, дерева, бересты, кожи, травы, кости, сохранившихся благодаря залеганию в условиях вечной мерзлоты. Далеко не все даже более крупные музеи могут похвастаться, например, изделиями из бересты или рыболовной сетью из органических волокон, которым более пяти тысяч лет. Дело сохранения и изучения культурного достояния этих мест начал игумен Иринарх, в миру – Иван Шемановский. Именно благодаря поразительной энергии этого человека –  главы православной миссии – было положено начало собранию. И в 1996 году музею присвоили имя его основателя. Его дело мы продолжаем и развиваем.

- Известие о находке археологами дома великого местного просветителя, музейщиков, несомненно, порадовало?

Для музея это большая удача. Чем больше информации – тем больше возможности представить масштаб деятельности игумена Иринарха и узнать новые факты, касающиеся его личности. Для нас актуально все, что связано с Иваном Шемановским. Тем более, в 2026 году нас ожидает юбилейная дата - исполняется 120 лет со дня основания музея, и мы чрезвычайно заинтересованы в новых выставочных проектах.

- Игумен Иринарх – личность неординарная. Священник, миссионер, деятельный организатор, после революции вставший на сторону большевиков, лишенный сана и пропавший в Туркестане в 20-е годы – все выдает пассионария, человека увлекающегося, обладающего большой энергией на выбранном поприще. Чем обязана ему Обдорская земля?

На современный лад мы бы назвали его успешным проектным менеджером. Он реализовал масштабный просветительский проект благодаря системному подходу и умению договариваться. За двенадцать лет миссионерской деятельности в Обдорске отец Иринарх сумел завоевать доверие местных людей, организовать работу по сохранению национального языка и культуры и запустить несколько социальных проектов.

На личные средства он приобрел здание этнографического музея и библиотеки, обустроил миссионерский храм, содействовал открытию женской общины во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» организации приюта для девочек и богадельни. Он создал братство во имя святителя Гурия, Казанского и Свияжского чудотворца. Под его руководством братство занималось научно‑исследовательской работой: изучало жизнь, быт и язык малочисленных народов крайнего северо‑запада Сибири, переводило духовную литературу на остяцкий и самоедский языки, заботилось о развитии библиотеки и музея.

- В будущем году археологи продолжат раскопки на Обдорском холме. Планируется изучение Васильевской церкви, где служил Иван Шемановский. Это позволит определить точное время строительства храма и даже воссоздать архитектурный облик церкви и дома священника. Насколько эта тема интересна музею?

История Васильевской церкви тесно связана с историей Обдорска – Салехарда и деятельностью игумена Иринарха. Храм этот, сейчас полностью разрушенный, перестраивался много раз, и временем его строительства разные источники называют годы от 1600 до 1903 гг. Если ученым удастся «докопаться» до точной даты – это будет еще одна историческая веха в «копилку» Салехарда. Во время раскопок будут найдены новые артефакты, которые расскажут еще о нескольких неизвестных страницах истории города. А реконструкция православной святыни – даже пусть, на первом этапе, на бумаге и в виде 3D-модели – будет очень интересна и жителям, и туристам. А особенно – музею. Совместно мы с учеными сможем создать виртуальную экспозицию, разработать онлайн экскурсию и разместить ее на сайте. Это будет полезный образовательный материал и для школьников, и для взрослых. Потом можно подумать и о реальных выставках в пространстве музея. 3D-реконструкция, картины исторической живописи – все это современные музейные подходы, которые хорошо дополняют представление археологических находок и артефактов и позволяют людям «погрузиться» в историю. Для нашего музея, особенно в преддверии юбилейной даты, этот научный проект по археологическому изучению Васильевской церкви представляет большой интерес. Мы чрезвычайно заинтересованы в продолжении исследований.

Правообладатель фото: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ямальский районный музей»

 

Справка:

В 2002 г. по представлению администрации Салехард был включен в список «Исторических поселений России», о чем и сейчас объявляют гостям города. Однако в 2010 г. Министерство культуры РФ пересмотрело и сократило данный список, разделив города на исторические поселения России федерального значения и регионального. Салехард не вошел ни в один из этих списков, по причине отсутствия соответствующего исторического обоснования.

Салехард в 2025 г. готовится отметить 430 лет со дня основания. Но дата основания города на сегодняшний день не выявлена.

В 1968 г. Салехардский городской Совет Ямало-Ненецкого округа принял решение: «Считать датой основания г. Обдорска (Салехарда) 5 июля 1595 г.» (Протокол № 15 от 09.08.1968 г.). В документе научное обоснование даты отсутствовало. Историками за прошедшие столетия не обнаружено новых источников. За 20 лет раскопок не было обнаружено русского поселения, старше села Обдорского XIX века.