Легко ли сделать каменный топор?

В сентябре в рамках проекта «Археологи — школьникам Югры» планируется организовать для учеников Салымской СОШ №2 мастер-класс по технологии расщепления камня и изготовлению каменных орудий. Его проведет автор учебной коллекции реплик каменных орудий, археолог, кандидат исторических наук, Антон Родионов.

Интервью с Антоном Родионовым недавно было опубликовано в «Учительской газете».

 

Увлечь студентов и школьников археологической экспозицией — задача сложная. Целые находки попадаются редко, руками потрогать их не дадут — слишком ценные. А вот реплики — точные копии археологических находок — можно не только подержать в руках во время экскурсии, но и разместить в каждом кабинете истории. Учебную коллекцию на основе самых знаменитых орудий труда эпохи каменного века создали югорские археологи, сейчас она хранится в Сургутском государственном университете и доступна для студентов. А в скором времени, возможно, экспонаты экспериментального археологического музея разместятся в школах Нефтеюганского района ХМАО — Югры и сделают уроки истории еще интереснее. О том, как создавались неолитические орудия, и легко ли сделать каменный топор, рассказал кандидат исторических наук, сотрудник музея-заповедника «Дивногорье» (г. Воронеж), археолог, изготовитель реплик каменных орудий для учебной коллекции Антон Родионов.

- Как сложилось, что Вы стали участвовать в проекте по созданию учебной коллекции для СурГУ?

- Однажды мне позвонил знакомый и рассказал, что югорские археологи хотят сделать коллекцию реплик неолитических орудий труда, предложил поучаствовать в проекте. Людей, которые владеют техникой изготовления каменных изделий, не так много, не больше десяти на всю Россию. Для того, чтобы освоить это искусство, во-первых, нужно, чтобы тебя кто-то научил, передал секреты мастерства. Во-вторых, необходима практика. В-третьих, специальные инструменты. И, конечно, кремень нужен, а с ним проблемы. Мы созвонились с ведущими научными сотрудниками СурГУ, историками и археологами, Олегом Кардашем и Георгием Визгаловым и договорились, что будем сотрудничать.

- А как Вам впервые пришла идея сделать древнее каменное орудие?

- Я по профессии - археолог, специализируюсь на позднем палеолите, и в 2009 году проходил практику в музее-заповеднике «Костенки» под Воронежем. Как раз в это время туда проездом, направляясь в экспедицию, прибыл Евгений Юрьевич Гиря из Санкт-Петербурга. Он занимается экспериментально-трасологическими исследованиями в археологии. Трасология —это раздел криминалистики, в буквальном переводе «учение о следах». Ученые изучали каменные орудия, кололи камень, чтобы понять, как это делал древний человек, а, уехав, оставили много отщепов. Отщепами в археологии называют осколки, отколотые от куска кремня рукой человека. Я тоже решил попробовать поколоть, сделал грубый наконечник. Возвращаясь, Евгений Юрьевич снова остановился в «Костенках» и увидел результат моей работы. Когда в следующем сезоне к нам в очередной раз заехала в гости экспедиция Гири, меня позвали с собой! После этого я побывал с ними в нескольких поездках: в Подмосковье в Зарайске, на Украине, в Ростове-на-Дону. И уже 12 лет занимаюсь моделированием систем изготовления каменных орудий - экспериментальной археологией.

- Зачем археологам эксперимент?

- Археологический эксперимент нужен, чтобы понимать, как люди из прошлого изготовили тот или иной предмет. Как расщеплять камень? Если ты хочешь это понять, нужно самому попробовать. Археологам редко попадаются вещи целые, в основном, остатки. Например, находишь древнюю мастерскую: отщепов много, а орудий нет. Какие древние изделия здесь производились? Чтобы ответить на этот вопрос - берешь и делаешь сам, смотришь, в каком случае такие отщепы получаются. Моделируешь, добиваешься эффекта. В процессе эксперимента можно наглядно представить технологический процесс, проверить эффективность орудий.

Первые пробные экспериментальные экспедиции проводили еще в 50-х годах прошлого века. Сейчас эта отрасль археологии активно развивается: открылись центры в Москве, Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Омске, Курчатове.

- В 2020 году в Нефтеюганском районе ХМАО — Югры на Соровских озерах местные археологи провели эксперимент и построили древнее жилище по образцу найденного в Каюково-2. Причем, использовали каменные топоры и палки-копалки, изготовленные под вашим руководством. Стало ли для Вас это первой пробой древних инструментов в действии?

- У меня это не было первым знакомством с работой каменными орудиями, но столь масштабный объем работ аутентичными орудиями труда я наблюдал впервые. Сначала мы изготовили копии основных строительных «инструментов»: топоров клиновидного сечения и желобчатых. Для раскалывания древесины были необходимы также клинья (костяные или деревянные), колотушки, мерные и калибровочные палки. Мы сделали каменные и деревянные орудия и измерили трудозатраты на их изготовление. Потом приступили к заготовке стройматериалов для стен. Замеряли время работы. Например, 6-8 минут понадобилось для того, чтобы срубить каменным топором молодую березу. А если нет сноровки — нужно 15-20 минут. Таким образом, можно вычислить, сколько времени было потрачено на постройку жилища, в целом.

- Во время экспедиции на Соровские озера Вы не только участвовали в археологическом эксперименте, но и проводили мастер-классы для студентов. У всех ли получается колоть камень?

- У каждого участника на мастер-классе что-то получается. Я всегда стараюсь дать попробовать ребятам что-то отколоть от камня, каждому готовлю площадки и объясняю, как и куда нужно бить. Каждому интересно что-то сделать самостоятельно. Я готовлю площадку так, что не может не получиться. Но нужен опыт, нужно очень много колоть, что бы прийти к пониманию работы и управлению сколами. Я вижу, что даже у маленьких детей 4-5 лет, которым я ничего не объясняю, иногда хорошо получается откалывать камень на мастер-классе, видимо, это заложено генетически. Есть захочешь, понадобится стрела или копье для охоты — и все сразу получится, желание здесь - тоже важный аспект.

Сейчас находится много желающих колоть. В Новосибирске даже открыли соответствующую лабораторию. Присылали ко мне человека учиться. Из Воронежа у меня есть двое учеников. Определенно, это направление будет развиваться.

- Сколько времени уходит на изготовление одного каменного топора или деревянной лопаты?

- Каменный топор делается так: первичная отбивка по технологии каменного века, выведение формы — это 1,5 часа, шлифовка — от 6 часов, не меньше. Палку-копалку мы делали из свежей березы, тоже 6-8 часов. Орудие получается тяжелым, но, когда дерево подсыхает, работать становится легче. Получается, целый день уходит на изготовление одного изделия.

- Что из древних предметов Вам нравится делать больше всего?

- Я больше всего люблю двусторонне обработанные формы — бифасы. Это более сложно, это -развитие для меня. Сейчас я колю не так много, летом – экспедиции, времени не хватает. Хочу попробовать сделать реплику датского кинжала. Его особенность в том, что он весь — и лезвие, и рукоятка — выполнен из единого камня. Это делать достаточно сложно.

- Расскажите немного о технологии изготовления, о материалах и инструментах.

- В большинстве случаев для изготовления каменных орудий древние люди использовали кремень. Но не весь камень колется одинаково. На территориях стоянок на Южном Урале и в Зауралье его минимальное количество, и он не очень хорошего качества. Я ездил за кремнем в Подмосковье.

Интересен анализ каменного сырья топоров, которыми строили оборонительно-жилой комплекс Каюково-2, он приводится в отчете АНО «Институт археологии Севера» об экспериментальной экспедиции прошлого года. Там все изделия изготовлены из разновидностей яшмы: сургучной - красно-коричневого цвета, различных серых яшм и серо-зеленого турфопорфирита. Ближайшим местом, где можно найти в природе такие камни, был Южный и Средний Урал. Видимо, жителям водораздела рек Большой и Малый Юган приходилось преодолевать расстояние 800-1200 км, чтобы найти сырье для орудий самим или произвести товарообмен.

Что касается инструментов, классически для изготовления каменных изделий используются отбойники двух вариантов: жесткие минеральные, как правило – галька, и мягкие органические - из рога лося или оленя. Также для шлифовки используются шлифовальные плиты. Спектр инструментов меняется в зависимости от изготавливаемого орудия.

- А какие орудия составили учебную коллекцию реплик археологических предметов, которую Вы сделали вместе с югорскими археологами?

В коллекцию вошло более 50 вариантов точных реплик археологических предметов. Охват — все эпохи каменного века: от раннего палеолита до неолита. Мы брали в качестве образцов самые характерные формы: чопперы, крупные рубящие орудия. По каждому историческому периоду представляли наиболее показательные вещи: что-то из найденного в Европе, где-то - отечественные находки. Ориентировались на Южный Урал, Зауралье, изучали археологические материалы, научные публикации.

Ранний палеолит представлен репликами таких артефактов: рубило олдувайской, раннеашельской эпохи, ашельское рубило, остроконечник и скребло. В коллекцию, посвященную Среднему палеолиту, вошли: леваллуазский нуклеус с отщепом, микокское двустороннее асимметричное острие, обушковый нож, острие мустьерское на отщепе и бифасиальное, реконструкция каменного топора.

- Какой предмет сложнее всего сделать?

Наиболее сложны в изготовлении неолитические кинжалы. Это монолитный ножик 35 см в длину. Велика вероятность, что он сломается, пока его делаешь. Еще достаточно сложна конструкция наконечника из Черноозерья II. Там очень трудоемкая технология. Делаешь основу из лопатки рога лося, потом она выпрямляется, прорезаются пазы, наносится орнамент. Следующий этап – вкладыши. Тонкие микропластинки осторожно отжимаются от нуклеуса, затем ретушируются и вклеиваются в пазы.

- В чем смысл таких музейных экспонатов, ведь исторической ценности они не представляют?

- В наглядности. Неподготовленному зрителю сложно представить себе орудие по его найденному фрагменту, тем более, когда он лежит в пыльной витрине музея с непонятной научной подписью. Реплика позволяет не только увидеть целым предмет, которому несколько тысячелетий, но даже взять его в руки. Этот экспонат не имеет музейной ценности, зато имеет образовательную и познавательную.

 

Фотогалерея проекта: https://vk.com/album-166118552_279530810 .

 

Беседовала Анна Позднякова

Текст опубликован в печатной и электоронной версии «Учительской газеты» от 03.08.2021.