В Москве обсудили планы по реконструкции поморского коча
В Москве состоялась встреча сибирских археологов из Югры и Новосибирска с представителями Фонда развития науки и культуры «Таволга». Предметом диалога стало обсуждение проекта о создании на одной из площадок столицы выставки, посвященной 500-летней истории русского арктического мореплавания.
Почему сибиряки? Начало истории изучения памятников первопроходцев Арктики уходит в далекий 1945 год, когда из послевоенного Ленинграда на острова моря Лаптевых была отправлена экспедиция под руководством археолога А. П. Окладникова. Сотрудник ленинградского отделения ИИМК АН СССР побывал на местах кораблекрушений XVII века у северного побережья п-ва Таймыр, где произвёл настоящие раскопки.
Сейчас та самая коллекция хранится в Новосибирске, куда в 1961 году переехал А. П. Окладников, и где, по его инициативе – в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР был основан музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока – ныне Научный музей Института археологии и этнографии СО РАН.
На протяжении шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века – Арктика не оставались без внимания советских историков и археологов: М. И. Белов, О. В. Овсяников, В. Ф. Старков; Архангельск, Пустозерск, Мангазея, Шпицберген – эти имена и названия тесно связаны с изучением памятников арктического мореплавания.
Новой вехой исследований стал проект «Русский коч», написанный в 1998 году Олегом Кардашом и Георгием Визгаловым для изучения русского освоения Крайнего Севера. Именно с этого проекта летом 2001, в год 400-летия основания Мангазеи – русского заполярного города – продолжились его раскопки и началось комплексное изучение близлежащих городков коренных жителей. Яркая часть проекта – комплексное научное, инженерное исследование судовых деталей русских арктических судов XVI–XVII веков, обнаруженных при раскопках.
С начала исследований ООО «НПО «Северная археология – 1» и АНО «Институт археологии Севера» выпустили серию монографий о русском и аборигенном наследии Арктики периода освоения. В ноябре прошлого года опубликована книга о русском арктическом судне коч, где представлены итоговые результаты исследования судовых деталей нескольких судов, обнаруженных при раскопках Мангазеи, и воссоздан его подлинный исторический облик.
Коллекция мангазейских судовых деталей, собранная в результате раскопок 2002–2016 годов, по которым был воссоздан русский коч, насчитывает 240 ед. хранения. Эти артефакты – как минимум от двух судов –хранятся в «Музее реки Обь», структурном подразделении НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс» города Нефтеюганска. Там же, в специально созданной лаборатории, продолжается консервация судовой древесины специалистами ООО «НПО «Северная археология – 1».
Коллекция не имеет постоянной экспозиции. До сих пор часть судовых деталей, макеты и промежуточные инженерные данные представлялись на временных выставках в Тобольске, Архангельске, Нарьян-Маре, Ханты-Мансийске. Вместе с тем, интерес к арктической тематике и судну не ослабевает. Создаются его реплики, такие, как, например, в Красноярске – основанные на представлениях историков и художников 70-х годов прошлого века. В Петрозаводске члены Морского клуба «Полярный Одиссей» продекларировали воссоздание исторического поморского коча, однако к реальному историческому судну он имеет такое отношение, как и красноярский: да, все это – деревянные парусные суда.
Подлинного артефакта и научно обоснованной, созданной инженерами реконструкции, еще не видел никто, а уж тем более – построенной в полном соответствии с историческими технологиями.
Сейчас коллекция деталей нескольких судов и предметы из раскопок Мангазеи – готовый материал для создания полноценной выставки о русском арктическом судне, арктическом мореплавании и освоении Севера Сибири в XVI–XVII веках. Центром экспозиции могут стать одно или два судна, полномасштабно воспроизведённые из подлинных деталей и смонтированные на каркасе в форме корпуса, выполненного на основании теоретического чертежа, разработанного специалистом по историческому судостроению Сергеем Кухтериным. Дополнением экспозиции станут макеты коча, артефакты из раскопок русских заполярных городов, чертежи, карты, фотографии, а также историческая живопись и графика сибирского художника Александра Кухтерина, принимавшего непосредственное участие в раскопках и исследованиях.
Создание такой выставки стало предметом встречи сибирских ученых Константина Павленка, Олега Кардаша, Георгия Визгалова – автора последних раскопок Мангазеи – с руководителем Фонда «Таволга» Мариной Бондаревой и членами команды проектов Василием Новиковым, Анастасией Руденко, Анной Мироновой и Еленой Люлько.
Участники совещания договорились о создании совместного выставочного проекта, формированию его единой команды и поэтапной реализации. Основным тематическим направлением выставки определен исторический предшественник российского Севморпути – «Мангазейский морской ход». На первом этапе предполагается создание виртуального прообраза будущей выставки и формирование информационного поля о русском коче и результатах исследований в Мангазее. Организационную миссию и общую координацию проекта берет на себя Фонд «Таволга». На следующем этапе реальная выставка может состоятся в столице и других городах России.