По следам древних гончаров Каюково
Новые образцы каюковской керамики введут в научный оборот.
В этом году археологи вели раскопки на неолитическом поселении Каюково 1 в юртах Пунси Нефтеюганского района ХМАО-Югры. В межсезонье ученые традиционно изучают найденное в полевом сезоне. Партнер югорских археологов Екатерина Дубовцева, в круг научных интересов которой входят Каюково 2 и керамика каюковской культуры, исследует образцы найденной на Пунси керамики. Напомним, Екатерина Дубовцева, старший научный сотрудник Центра археологии каменного века Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург) в 2023 году совместно со студентами из Санкт-Петербурга во время молодежной археологической экспедиции проводила в Салыме научный эксперимент «Изготовление сосудов каюковского типа». Он был нацелен на повторение всех ступеней производства древней керамики.
Нельзя просто взять глину и слепить из нее горшок, утверждает Екатерина. Нужно учитывать природные свойства исходного сырья, функции сосуда, и, наконец, традицию. Пожалуй, это главная задача современных технологов – реконструировать традиции производства, предварительно ответив самим себе на многочисленные вопросы. В их числе: какую глину предпочитали древние люди, что в нее добавляли, ведь у каждого гончара есть свой рецепт формовочной массы? Каким способом конструировали горшки, придавая им форму, как обрабатывали поверхности, каким образом наносили орнамент, каковы были особенности обжига? Навыки древних гончаров можно изучать по следам технологических операций на фрагментах керамики. В процессе эксперимента ученые пытаются воссоздавать эти следы и реконструировать навыки древних гончаров.
- В урочище Пунси археологами найдено сразу несколько интересных памятников.
- Памятники там действительно уникальные. Сначала мы изучали только городище Каюково 2, памятник неординарный и загадочный, имеющий круговую планировку. Здесь люди, скорее всего, не жили на постоянной основе, а использовали постройки для проведения собраний или обрядов. В последнее время изучаются поселенческие комплексы Каюково 1 и Каюково 3. Они дают более разнообразные образцы керамики, при этом оставаясь в рамках каюковской культуры. Сейчас важно сравнить фрагменты керамики, найденные на городище Каюково 2 и в поселенческих комплексах. На городище Каюково 2 встречается посуда, окрашенная красной охрой, предположительно она выполняла иную, не бытовую, функцию. Интересно, есть ли и на поселенческих комплексах такие образцы, или там использовалась другая посуда.
- Какие методы изучения применяют ученые?
- Образцы древней керамики изучаются учеными разных специальностей. Химический анализ, скажем, показал присутствие в них фосфора. Технологи проводят технико-технологический анализ примесей. При помощи бинокулярного микроскопа фиксируются следы некого органического раствора. В качестве органического раствора могли использоваться разные вещества: кровь, деготь, различные клеи на животной или растительной основе, соки растений. Совмещение данных различных анализов позволяет предположить, что при изготовлении некоторых сосудов был использован рыбий клей, который может давать пики фосфора в образце.
- Кто лепил посуду в древности?
- Как мы предполагаем, в эпоху неолита не было профессиональных гончаров. Скорее всего, каждая хозяйка лепила сосуды для личного пользования. В нашем эксперименте принимали участие люди с разным опытом лепки из глины. Было интересно наблюдать, как люди с разным уровнем подготовки выполняют те или иные гончарные задачи. Когда мы лепим сосуд «с нуля», мы можем проследить, как формируются нужные навыки, какие ошибки совершают новички. Кстати, иногда точно такие же ошибки мы фиксируем в древней керамике.
- Откуда вы знаете, что и как нужно делать?
- Научный эксперимент как метод познания начинается в уме. В процессе работы с археологической коллекцией всегда возникает масса вопросов о том, как сделан тот или иной предмет, как он использовался, что означают знаки на его поверхности. Ответить на эти вопросы помогают инструментальные методы анализа и этнографические данные. Однако иногда ни то, ни другое не может напрямую ответить на поставленные вопросы. Эксперимент в этих случаях служит проверкой выдвинутых гипотез. Например, собирая фрагменты горшков каюковской культуры, мы понимали, что они имеют очень маленькие донышки и массивную верхнюю часть. Было непонятно, как их лепили, устойчивы ли они. Теоретически возможны несколько способов лепки сосуда. В процессе эксперимента мы попробовали несколько из них. Стало понятно, что, если лепить, начиная со дна, сырая глина не выдерживает тяжести и изделие распадается. Этот способ мы сразу отсекли: нет, так древние люди не делали. Если лепить с верхней части, то можно соблюсти форму, сосуд не трескается: скорее всего, древние мастера делали так же. Но можно использовать еще два способа – соединение из двух половин и изготовление на форме-модели. Изучив экспериментальные образцы под микроскопом, мы можем понять, пользовались ли этими способами в неолите. Теоретизировать и выдвигать гипотезы довольно легко, но, когда начинаешь воссоздавать процесс собственными руками, далеко не все гипотезы оказываются жизнеспособны.
Реконструкция древнего гончарного ремесла работает на науку?
Повторюсь, что эксперимент – это один из основных методов научного познания. Керамика является самым массовым материалом, который археологи Западной Сибири получают из раскопок. Форма, орнаментация и технология производства посуды могут поведать нам о многом. По керамике определяют археологическую культуру и время бытования памятника, устанавливают связи и контакты с соседними территориями, изучают диету древних людей и многое другое. Поэтому очень важно разносторонне изучить археологический предмет, привлечь к анализу разных специалистов (археологов, искусствоведов, химиков, физиков, технологов, математиков). Эксперимент является способом проверки многих гипотез, которые выдвигаются в процессе анализа.
Кроме того, археологический эксперимент – это отличный способ популяризации науки. В ходе эксперимента создаются реплики древних сосудов, которые наглядно демонстрируют образцы древней посуды. Например, каюковская керамика дошла до нас в виде мелких осколков, по которым сложно представить форму и орнаментацию горшков. Полученные реплики можно экспонировать в музее и даже использовать в мастер-классах для приготовления пищи. Знаю, что часть экспериментальных образцов выставлена в школьном музее п. Салым. Видеоролики, запечатлевшие ход эксперимента, можно использовать в образовательном процессе. Коллеги уже показывают их на занятиях со школьниками. И, конечно, результаты изучения находок будут представлены в научных журналах и на конференциях.
Серия видеороликов «Прыжок в прошлое» (Салым, 2023 г.)
Дубовцева Екатерина Николаевна, к.и.н., старший научный сотрудник Центра археологии каменного века Института истории и археологии УрО РАН, приглашенный эксперт югорских археологов. Автор более 80 публикаций. В сфере интересов Екатерины Дубовцевой - памятники неолита, энеолита, бронзы. В частности, она изучает культурные традиции древнего гончарства, орнаментацию на глиняной посуде, хронологию и периодизацию неолита и энеолита.
Подготовила Галина Сергеева
Работа проводилась в рамках проектов:
Стационарный палаточный лагерь «Салым» как образец волонтерских молодежных лагерей по сохранению культурного наследия Югры (Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры»);
Проект «Молодежная археологическая экспедиция: раскопки памятника «Священная Кедровая Роща» (Фонд «История Отечества»);
«Прыжок в прошлое: первые югорские крепости» (Фонд президентских грантов).