В Салехарде появится русский коч или шлюп «Тобол»

В Салехарде на Обдорском холме планируют установить реплику судна, исторически связанного с функционированием главного водного транспортного пути региона и жизнью Обдорского острога.

Воплотить этот замысел стало возможно благодаря многолетней исследовательской работе и практическому опыту югорских археологов в научной реконструкции судов.

В Историко-культурном комплексе «Обдорский острог» рамках проекта развития комплекса и прилегающей к нему территории предусмотрено размещение стилизованного судна на детской площадке в парковой зоне. Образ корабля в проекте на данный момент не привязан историческому контексту, между тем для архитектурного ансамбля важна концепция историзма. Идея о том, что современный Салехард ведет отсчет своей истории с постройки Обдорского острога изначально заложена в формирование архитектурного образа крепости. Поэтому было принято решение включить в проект конкретное судно, соответствующее реалиям и историческим событиям, связанным с Обдорским острогом в XVII–XVIII вв.

Ученые проконсультируют компанию-строителя комплекса «Обдорский острог» по теме судоходства на реке Оби, исторического судостроения и помогут определиться, образ какого судна полнее отразит героическое прошлое северной русской крепости.

Недостатка в историческом материале нет. Русское арктическое судостроение не изобилует большим разнообразием судов, но имеет ряд оптимальных форм, обеспечивших стремительное продвижение и судоходство вдоль побережья Северной Азии до Северной Америки (Аляски) в XVII – начале XVIII в.

Прежде всего, это коч – одномачтовое парусно-гребное судно морского класса, способного к плаванью в Северном ледовитом океане. Именно такие суда обеспечивали русское арктическое мореплавание в XVII – начале XVIII в. Известны факты зимовки кочей, не прошедших в Мангазею в конце лета, в Обдорском городке. Археологи НПО «Северная археология – 1» собрали на раскопках Мангазеи коллекцию почти всех судовых деталей русского коча. Научная реконструкция судна проведена специалистом по историческому судостроению Сергеем Кухтериным, он же – автор первого теоретического чертежа коча.

Подробнее

Кроме коча речное сообщение Обдорска с уездным центром и метрополией осуществляли речные суда: дощаник – одномачтовое парусно-гребное плоскодонное судно речного класса, каюк – малое парусно-гребное судно и барка – транспортное судно, использовавшееся для перевозки грузов, а затем само служившее стройматериалом для северных городов.

В XVIII веке, во время Великой Северной экспедиции (2-я Камчатская экспедиция) 1733–1743 гг., в Обдорском остроге базировался Обско-Енисейский отряд под руководством лейтенанта Дмитрия Овцына, занимавшийся поиском фарватера и прохода из устья Оби к устью Енисея и геодезической съемкой морского побережья и речных путей. В состав флотилии отряда входили дубль-шлюп «Тобол» (1734 г.) и бот «Обь-почтальон» (1737 г.).

Реконструкция любого из этих судов в «Обдорском остроге» даст богатый материал для экскурсии об истории северного мореходства и о русском освоении Сибири.

А к 300-летию начала Великой Северной экспедиции, которое Россия отметит в 2033 г., югорские археологи предлагают руководству Салехарда комплексное решение: создание парка имени лейтенанта Дмитрия Овцына, установку его бюста, бронзового памятника судна «Тобол» и памятного информационного знака – таблички о об исследованиях Обско-Енисейского отряда, которые были полны разнообразными экстремальными эпизодами.

В сочетании с музеефикацией фрагмента подлинной стены Обдорского острога, в котором базировался отряд, малые формы (бюст, корабли и др.) создадут новое открытое музейно-экскурсионное пространство города.

Иллюстрации:

Модель дубль-шлюпа «Тобол»