Археологи представили мультфильм на Телеканале «Югра»
За 25 лет в Югре обнаружили 6 000 археологических объектов. Югорская археология появилась в начале 21 века. Более 100 000 кв. км раскопано. Именно археология стоит на страже исторического наследия.
Об этом шла речь 24 января в утреннем эфире Телеканала «Югра». Руководитель Центра югорской археологии и этнографии НОЦ ИГОиС СурГУ и директор АНО «ИАС» Олег Кардаш рассказал югорчанам о находках и поделился, почему археологам пришлось заняться анимацией.
- Для начала расскажите, чем занимаются археологи Югры? Что раскопали?
- Начнем с того, что югорская археологическая наука – это явление 21 века. 35 лет назад не было югорских археологов и только начали создавать региональные организации с целью сохранения археологического наследия.
А наука началась с создания таких организаций, как НПО «Северная археология», кафедры археологии и истории России в Сургутском госуниверситете, ставшей позднее первым научным археологическим подразделением СурГУ. Сейчас это Центр югорской археологии и этнографии СурГУ. Был организован Северный археологический конгресс, начали выходить собственные научные труды и проходить защиты диссертаций югорских исследователей. Все это происходило в начале 21 века.
Главное, чем все это время занимались наши археологи - выявляли югорский археологический феномен, а с недавнего времени занялись его осознанием и изучением. Раскопаны сотни археологических объектов разного времени, от начала расселения человека на Севере, это сотни тысяч квадратных метров раскопов и столько же артефактов.
- Этот год объявлен в Югре годом исторического наследия. Как археология помогает сохранить это наследие?
Югорская археология возникла как охранная – первоначально, 35 лет назад, археологи начали создавать госорганы охраны археологического наследия, которые успешно работают обеспечивают соблюдение федерального законодательства по охране памятников и сейчас. Служба государственной охраны объектов культурного наследия Югры входит в десятку лучших в стране.
Археологические организации выполняют свою миссию сохранения наследия и его изучения. Только это не просто выкапывание предметов, археология –наука, извлекающая информацию о прошлом. Сейчас это выражается в нескольких десятках, а, пожалуй, и более чем сотни книг и публикаций югорских ученых. Четыре года назад мы начали выпускать научный журнал. А первый том многотомника «Академическая история Югры» – первыми написали археологи совместно с уральскими коллегами.
- Как возникла идея создания мультика?
Вот уже более 7 лет мы с коллегами помимо полевых исследований занимаемся преподавательской деятельностью. И к нам слушать курс «Археологии» приходят вчерашние школьники – подросшие, но дети. И даже на экзамене некоторые из них уверенно отвечали про каменный век по мультфильму «Ледниковый период».
Так что – мотив очевиден. Мы создали проект: «Археологи – школьникам Югры», который реализовывали в течении двух лет, при поддержке Фонда губернатора Югры. Пошли в школу, общались с педагогами, вели занятия. Открыли школьный учебник: и сразу стало ясно, почему детям в учебнике – не понятно о каменном веке, а в «Ледниковом периоде» – понятно. Стали готовить разнообразный детский контент про археологию и начали с мультвизитки.
- Кто непосредственные исполнители? Кто режиссер?
Археология – наука, давшая миру прообраз или искусство «дополненной реальности». Каждый археолог, как криминалист, воссоздаёт картину прошлого по обломкам, фрагментам и мельчайшим деталям. Когда обычный человек видит в музее каменный наконечник стрелы – археолог видит охотника, выслеживающего оленя, с луком и колчаном стрел. То есть элемент творчества в науке – непременная составляющая. Поэтому у нас в коллективе работает несколько художников, создающих историческую живопись и графику, а также образы коллег, которые попали в мультфильм – у персонажей есть реальные прообразы. В анимационном мультфильме были использованы также видеоматериалы экспедиций югорских археологов. Мультфильм стал продуктом коллективного творчества при моем организационном сопровождении.
Это не единственный продукт для детей. Написано несколько археологических сказок. Выпущен пробный тираж детской книжки с рифмованной историей о происхождении человека-умелого – об изобретении первого орудия. Нарисованы персонажи, начато их анимирование. Однако, проект не получил дальнейшей поддержки, поэтому продвигается медленно на собственные средства.
- Можно ли считать этот мультик профориентационным? И вообще, как стать археологом?
Он задумывался как видеовизитка для знакомства, однако стал профориентационным, его регулярно показывают абитуриентам СурГУ и школьникам на днях открытых дверей.
Чтобы стать археологом, надо учится в университете, но не собственно в здании, а у мастера – ученого-исследователя. Должна быть в вузе своя научная археологическая школа. Для многих из югорских археологов такой школой был Уральский госуниверситет. Невозможно научится профессии, не побывав в экспедиции. Многие начинали со школьных лет с «археологических кружков» при музеях, домах пионеров или станций юных туристов. Это те формы живой работы с детьми, которые исчезли к 21 веку, но которые необходимо возродить, а для Югры, так вообще создать вновь, такого здесь никогда не было и в прошлом.