Разведка — в подарок!

Мало того, что День археолога, который мы отмечаем 15 августа, — праздник неофициальный, так никто еще толком не знает, как отличить настоящего археолога от ненастоящего. В нормативных документах нет определения этой профессии. О праздничных традициях настоящих югорских археологов рассказал кандидат исторических наук, археолог, директор АНО «Институт археологии Севера» — Олег Кардаш.

 

- Когда начала искать материалы о Дне археолога, выяснилось, что история праздника в Сети представлена очень скудно. Например, есть легенда о том, что 15 августа - день рождения одного известного археолога, который решили отметить, и с тех пор праздник прижился. Есть ли официальная версия?

Тайна эта хранится в недрах Института археологии РАН. Я слышал от коллег и друзей пару версий, в том числе и о дне рождения одного из мэтров археологии, и о дне рождения коня Буцефала, которое археологи якобы избрали поводом, когда появилось желание что-то отметить в разгаре сезона и понадобились средства на напитки. Но точной версии не знает никто. Достоверно известно только, что зародилась традиция празднования Дня археолога в недрах Института археологии Академии наук во время одной из экспедиций и оттуда распространилась по широкой территории нашей страны.

- Какие ритуалы в этот день положено совершать археологам?

Поскольку археологи занимаются в основном изучением древних обществ, что такое обряд инициации всем известно. Это прохождение неких граней развития. Археология имеет свою особенность. Понятие «археолог» не оформлено до сих пор ни в одном нормативном документе! Еще Александр Александрович Масленников говорил, что археологическое сообщество сродни сообществу «по понятиям». Например, историк может написать кандидатскую диссертацию по теме 007 - «Археология». Но если он ее написал по историографии или не разу не выезжал в поле, то навряд ли его кто-то в сообществе признает полноценным археологом. С другой стороны, у нас есть много специалистов, которые долго работают в полевых условиях, имеют право получения открытого листа, но не написали ни одной научной публикации. Они выявляли памятники, шурфовали, копали, писали отчеты. Тоже далеко не все коллеги их считают полноценными археологами. Кого считать археологом: владельца открытого листа, того, кто написал диссертацию, того, кто пишет статьи об археологии или того, кто это все делает вместе? Видимо, в этой связи и возникла необходимость посвящения в археологи, когда ты должен пройти ряд испытаний. В День археолога человек проходит обряд инициации, посвящается в археологи и становится археологом.

- А конкретнее? Если при пересечении экватора новичков окунают в воду, страшно представить, что делают с будущими археологами...

Обряд инициации в древних обществах, конечно, был жесток. Ведь что такое обряд инициации: человек в своем прежнем статусе умирает и рождается в новом. Сценарий Дня археолога, который был обычно принят в наших экспедициях — это эпизоды застолья древнего общества, где представлен вождь общины, где мы обязательно имитировали святилище с изображениями божеств, такое языческое капище. И по заданию вождя вновь обращаемые, инициируемые молодые люди - студенты и школьники - выполняли различные задания. И тут уж - у кого на что хватало фантазии: мероприятия с завязанными глазами, выкатывание лбом на скорость банок сгущенки по пресеченной местности раскопа.

В каких-то экспедициях мы даже воспроизводили обряд захоронения вождя: выкапывали могилу, делали татуировки — раскрашивали вновь обращаемого разными красками, типа охры и угля, делали ожерелья из оводов. Мы имитировали погребальный обряд вновь обращаемого, возрождавшегося потом в новом статусе привилегированного члена общины.

Были и эпизоды, связанные с погружением в реку, причем с практическими целями. Например, на раскопках Надымского городка до какого-то момента посвящение в археологи студентов Тобольского пединститута шло вяло. Тогда пришла в голову мысль: не поручить ли вновь обращаемым решить простую задачу — достать из воды ствол дерева с корнями и ветками? Поскольку дельта реки Надым практически безлесая, на дрова мы привозили бревна с реки, цепляя за моторку, и заводили в протоку. Стволы метров по 15-20 плавали у берега, и их надо было достать. Для ребят задача оказалась сложной: в конце концов все оказались в реке, все в нее погрузились, практически новообратились, и с очень большим трудом они достали этот ствол. Причем, после этого половина студентов снова захотела поехать в Надым, ведь они ощутили себя последними героями и настоящими людьми, способными решать такие сложные задачи. Праздник удался, День археолога получился, все были довольны и радостно отметили это торжественным ужином.

- Детям, которые любят приключения, археология должна быть особенно интересна.

Раньше везде в большом количестве существовали школьные археологические кружки, и школьники без проблем ездили в археологические экспедиции и так же посвящались в археологи. 20 лет назад мы организовали Детскую археологическую экспедицию и успешно ее реализовывали в течение пяти лет. Причем мы брали и, так называемых, «трудных подростков» из малых населенных пунктов, которые «выпадали» из системы организованного летнего отдыха. Когда мы собирали Детскую археологическую экспедицию на Соровские озера, нам сказали: «Есть неохваченная группа молодежи, возьмете?» «Конечно!», - сказали мы - если выделите педагогов. Мы будем заниматься обучающим процессом и организацией работ, а досугом пусть занимаются педагоги». У нас были ребята из Салыма, из Лемпино, из поселка Юганская Обь. В итоге с трудными подростками Нефтеюганского района у нас было гораздо меньше проблем, чем с их педагогами, которые закатывали нам истерики по поводу того, что нет ларька, негде купить сигарет в лесу, и всех кусают комары. А вот дети, попав в экспедицию, самомобилизовались. Привыкшие к физическому труду, знающие с какой стороны подойти к бензопиле, к топору, к лопате, это были одни из лучших ребят, с которыми можно было работать в поле несмотря на их малый возраст.

Реформация системы управления не позволила в 2007 году Департаменту культуры продолжить финансирование этой экспедиции, и она благополучно умерла. Потом возникли различные ограничения, усложнились требования к обеспечению безопасности. И пока не нашлось государственного органа, который бы взял на себя миссию возрождения молодежных археологических экспедиций. Мы будем пытаться их возобновить.

В настоящий момент мы создаем Югорскую молодежную археологическую экспедицию на базе Сургутского государственного университета, которая впоследствии будет решать задачи как вовлечения школьников в изучение древней истории Югры, так и подготовки студентов, магистрантов, аспирантов. Надеемся, что это будет способствовать формированию собственного профессорско-преподавательского состава по направлению «Археология» и «Охрана культурного и природного наследия» Югры.

- Вы с детства берете своих сыновей в экспедиции. Какую роль может сыграть археология в воспитании и образовании ребенка?

Я постоянно ездил со своими детьми в экспедиции, начал брать их с 3-4 лет. И не только брал с собой, но и отправлял их на проживание к своим друзьям - хантам, где они получали навыки общения и адаптации. В условиях экспедиции дети быстрее взрослеют: они общаются в разновозрастной среде - от 14 до 25 лет, где все стараются быть на одном уровне, возрастные понятия исчезают, все заняты трудом, соблюдают режим, у всех примерно одинаковые интересы, и конфликты здесь случаются редко.

В археологической экспедиции дети получают много нужных навыков, позволяющих им чувствовать себя увереннее в коллективе. В прошлом году на Соровских озерах мы проводили архитектурный эксперимент и делали сравнительный анализ трудо- и времязатрат при рубке дерева каменным и железным топором. Что же выяснилось? Время рубки дерева, что каменным, что железным топором не отличается. Но все сильно зависит от навыка. Городской парень-студент железным топором, которого он в руках никогда не держал, рубил медленнее, чем мой младший сын, который с раннего детства ездит в экспедиции. Тоже самое с бензопилой. И с электростанцией в экспедиции можно освоиться. Мы используем в поле бензиновые генераторы, которые нужно уметь заправлять, заливать масло, включать-выключать. В археологической экспедиции формируются не только полезные навыки, но и знания. Например, о том, откуда берется электричество, необходимое для того, чтобы зарядить мобильник, планшет и посмотреть телевизор.

- А поездки на мотосанях, вертолетах - это же мечта всех мальчиков! И для многих это возможно осуществить только в экспедициях.

Причем, именно с северных экспедициях. Ведь экспедиции югорских археологов очень сильно отличаются от экспедиций ученых Москвы и Петербурга, где на раскопки едут на трамвае. Понятие «экспедиция» больше применимо к северным или удаленным районам Восточной Сибири: это степи, горы, вертолеты, вездеходы, отсутствие связи и жизнь почти такая, какой она была в древности.

- И археологическое наследие на севере особенное. Почему именно археология так важна для знания истории Югры?

Количество археологических памятников в Югре феноменально. На сегодня день на госучете в Югре состоит 6500 объектов археологического наследия, и это далеко не все, что нам известно. Каждый год выявляется порядка сотни новых археологических объектов. Для сравнения: территории Пермского края и республики Коми равнозначны по площади территории ХМАО, там в обоих субъектах на учете стоит 2700 объектов археологического наследия. И это при том, что археологические исследования там ведутся уже не одну сотню лет, а в Югре - только с момента ее нефтегазового освоения - с 60-х годов XX века.

Не так давно вышло восьмитомное издание «История Южного Урала», где шесть томов посвящено археологическому наследию Челябинской области, в отличие от «Академической истории Югры», где для археологии выделили всего два тома из восьми. На территории Челябинской области - а она поменьше Югры - примерно на каждые 10 тысяч квадратных км - 100 археологических памятников. А плотность археологических объектов в ХМАО - около 400 на каждые 10 тысяч квадратных километров. Такая научная загадка: почему на удаленных северных территориях в древности плотность населения была во много раз выше, чем на северных территориях европейской части России и даже, чем в степных и лесостепных зонах? Археология Югры является ее уникальной особенностью.

Еще одна загадка: феноменальное количество укрепленных поселений, городищ. Их на сегодняшний день в Югре их обнаружено около 800. Для простых обществ охотников и рыболовов это запредельные тудозатраты. Зачем? Неужели здесь была такая опасность, неужели они так боялись диких зверей? Укрепленные поселения на территории Югры строятся практически с появления здесь стабильного населения. Эта традиция исчезла только к XVIII веку, когда контроль за военной ситуацией на себя возложила Российская империя. Если мы возьмем соседний Ямало-Ненецкий округ, то на некоторых реках, таких крупных, как Таз или Надым, укрепленных поселений вообще не было с древних времен. Эта традиция характерна именно для среднего течения Оби, именно для территории Югры, для таежной зоны Обского бассейна. Здесь как минимум две глобальные загадки, которые югорским ученым еще предстоит разрешить в будущем.

- Проведение в Салыме Открытия югорского археологического сезона показало, что люди интересуются дописьменной историей своего края, но не всегда могут найти нужную информацию, ее приходится буквально собирать по крупицам. Где ее искать?

Объем информации об археологическом наследии Югры в общественно-культурном обороте оставляет желать лучшего. Связано это прежде всего с тем, что на сегодняшний день археология как наука в Югре развивается только СурГУ в сотрудничестве с научно-производственными организациями. Государственное финансирование археологической науки происходит только через СурГУ, и объем его не очень велик. Есть грантовая поддержка, но для полноценного представления археологических данных, даже уже имеющихся по Югре, необходимо намного больше. Потому что археологического наследия у нас - как в хорошей европейской стране, а археологов-ученых, аналитиков, тех, кто выпускает информационные продукт - раз-два и обчелся. Поэтому мы пытаемся инициировать развитие проекта «Археология Югры», как отдельного проекта, для того, чтобы ввести данные по археологии в широкий общественный и культурный оборот. Кроме того, у нас есть проект «Югорская археология и этнография: сохранение и изучение культурного наследия в условиях нефтегазового освоения Севера». Но для их реализации нужны средства, нужны люди, нужно готовить кадры. На сегодняшний день в регионе их очень мало. Это проблема, которую мы обсуждаем на разных уровнях и надеемся на ее положительное решение. В противном случае археология как наука может закончиться.

- Не так давно АНО «Институт археологии Севера» инициировал создание серии информационных продуктов «Новости археологии Севера», «Видеоархив исследований», «Открытый археологический лекторий». Вызывают ли они интерес?

Да, эти информационные продукты вызывают интерес. Но они вызывают наибольший интерес, когда люди участвуют в живом общении. Как только прошел Открытый археологический лекторий в Березове, как только Георгий Петрович Визгалов, Сергей Григорьевич Пархимович рассказали про свою любимую Мангазею и про Березов, интерес к цифровым ресурсам на порядок повысился. Любой открытый лекторий в СурГУ вызывает намного больший общественный резонанс и намного больше обсуждений в различных сообществах — студенческих, профессиональных — нежели видеоролик в сети Интернет. Мы открыли свой канал на Youtube, группы в социальных сетях, выкладываем материалы на нашем сайте, но это только часть процесса. Тех, кто может выступать, имеет знания, собственный опыт и свои интересные открытия, не так уж и много. Поэтому будущее за созданием собственной археологической научной школы Югры, за подготовкой региональных специалистов из местных жителей, и их продвижение, в частности, информационное.

Нам не хватает Открытых лекториев, очень мало ведется работы в школах. В университете мы столкнулись с тем, что приходят абитуриенты, сдавшие историю на 100 баллов, а на вопрос «Что такое археология?» они не могут дать внятного ответа: кости, мамонты, кто-то что-то копает. И вообще ничего не знают про археологию Югры.

- Совсем недавно губернатор поддержала проект «Археологи — школьникам Югры», подготовленный югорскими археологами, возможно это улучшит ситуацию.

В этом году, зная об слабой информированности и практически отсутствии регионального компонента в преподавании истории Югры, мы сделали проект, суть которого в создании школьных учебных коллекций, фильмов и наглядных пособий для проведения уроков по истории России и факультативных занятий. В течение двух лет мы попытаемся реализовать этот проект с привлечением наших друзей хантов, которые будут изготавливать копии древних деревянных орудий для школьного музея, художников, которые будут вместе с нами делать сюжеты исторической живописи из истории Югры, делать картографию - контурные карты - по теме расселения людей на территории Югры. Учебный музей планируется открыть в Салымской СОШ №2. Но это тоже только начальная стадия длительного и трудоемкого процесса.

- Губернатор не только поддержала проект «Археологи — школьникам Югры», но стала идейным вдохновителем нового археологического праздника, который отмечают только в Югре, Открытия югорского полевого сезона.

В последние годы в День археолога Наталья Комарова регулярно проводит совещание со всеми археологами Югры, даже, точнее, со всеми археологами, которые работают на территории Югры. Получается достаточно интересное неформальное общение. И на одном из таких совещаний Наталья Владимировна предложила провести массовый праздник - анонс югорского полевого сезона. С тех пор День открытия югорского археологического полевого сезона стал у нас входить в традицию. Теперь в Югре есть два праздника, связанные с археологией: Открытие югорского полевого сезона в июне и День археолога — 15 августа.

- На каких раскопках застал праздник югорских археологов в этом году?

В этом году праздник застал археологов Югры в поле. Несмотря на сокращение объемов полевых работ, у нас все сотрудники находятся в поле и занимаются полевыми исследованиями. Продолжаются раскопки в Березове, ведутся раскопки на Городском острове на Сургутском месторождении, идут раскопки в Сайгатино, на реке Большой Юган, планируются раскопки на реке Таз, проводится масса разведочных работ по выявлению памятников археологии.

У нас была идея организовать в этом году праздничное мероприятие в поселке Салым. И мы его проведем, правда, в несколько необычном формате. В Салыме сейчас идут работы по проведению государственной историко-культурной экспертизы достопримечательного места «Священная Кедровая Роща» на участке восточного берега озера Сырковый Сор. 16 августа, почти  в День археолога, мы проведем там совещание по вопросам, связанным с организацией в Салыме Историко-культурного музея-заповедника, музея археологического эксперимента «Священная Кедровая Роща». В совещании примут участие: Андрей Николаевич Кондрашев - руководитель Государственной службы охраны культурного наследия ХМАО - Югры, представители Администрации с. п. Салым, сотрудники АНО «Институт археологии Севера», НПО «Северная археология-1». Разнообразим программу празднования Дня археолога мероприятием, значимым для археологии Югры.

- А какие подарки принято дарить археологам на профессиональный праздник?

Самый лучшие подарки - это новые открытия! И мы даже такие подарки сами себе дарим. Обычно в День археолога устраивается выходной, но сидеть у костра и нечего не делать или спать как-то скучновато. И мы иногда для разнообразия в такие дни ездили в гости к ненцам, или проводили разведку по побережью полуострова Ямал. Это достаточно экстремально. А был случай, когда мы поехали выявлять памятники и нашли на Соровских озерах, на острове, святилище раннего железного века. Были чудесные находки художественного бронзового литья, шикарный художественный металл: изображения людей, животных, божеств… Знаю есть место, которое надо бы проверить, что-то там есть, какие-то признаки невидимые, чутье зовет. Но в рабочий день туда не поедешь. Именно в День археолога мы устраиваем себе такие разведки.

Беседовала Анна Позднякова

Фото из личного архива О. В. Кардаша и архива АНО «Институт археологии Севера».